Эволюция частных самолетов

Что такое частная авиация? Это и восхитительные 40-е годы, когда на борту Pan Am Clipper пассажиров обслуживали дворецкие; и 60-е, когда такие мастодонты, как Dassault, Gulfstream и Embraer отправились в свои первые частные полеты; и, конечно, современный мир, в котором бизнес-джеты порой похожи на настоящие дворцы. Давайте узнаем, как менялась индустрия частной авиации, и какой большой путь она прошла за последние 100 лет.

Ранние годы – 1920-1950 г.

История частной авиации — по сути, история пассажирской авиации. В первых самолетах, которые часто были наследием Первой Мировой войны, было место лишь для пилота и одного пассажира. Чтобы прокатиться на таком эксклюзивном транспорте было необходимо тщательно приодеться – укутаться в теплую одежду, надеть шлем и специальные очки. Дело в том, что кабина была фактически открытой и продувалась всеми ветрами.

Самолеты с закрытыми кабинами и дополнительными сиденьями появились к концу 1920-х годов, а в начале 1930-х годов богатые бизнесмены начали использовать частные самолеты, чтобы добраться до мест, не обслуживаемых коммерческими авиалиниями, или, чтобы сэкономить время и не преодолевать долгий путь на автомобиле.

Одними из первых частных самолетов были двухместный Piper Cub, способный развивать скорость до 136 км/ч, Cessna Airmaster, который мог вместить вдвое больше пассажиров и летать значительно быстрее «коллеги», а также Beechcraft. Модель 18 с двумя двигателями могла развивать крейсерскую скорость до 357 км/ч, а в кабине могли расположиться до девяти пассажиров.

Кстати, несмотря на не слишком высокие показатели скорости, именно Piper Cub на долгие годы определил облик легких самолетов. Вместе с Cessna и Beechcraft они доминировали в индустрии в течение 1920-1950-х годов. В начале 50-х появилась мобильная радиосвязь, усовершенствованное навигационное оборудование, роскошные салоны для пассажиров и уборные комнаты на борту.

Частные самолеты идут на взлет – 1950-1980

Настоящая эпоха бизнес-джетов, наверное, началась в момент, когда в воздух взмыл Lockheed JetStar c 10 пассажирами и двумя членами экипажа на борту. Случилось это 4 сентября 1957 года. В следующем десятилетии многие будущие легенды совершили свои первые полеты, в том числе IAI Westwind (в январе 1963 года под именем Jet Commander), за которым несколько месяцев спустя последовали Dassault Falcon 20 и Learjet 23. Компания Gulfstream выпустила более быстрый Gulfstream II, первый в семействе дальнемагистральных самолетов Gulfstream Aerospace, а Cessna представила легкий Citation I.

Но что же способствовало успеху частной авиации? До 1960-х годов на бизнес-джетах в основном рассекали богачи, которые воспринимали такой перелет, как практичный способ добраться из пункта А в пункт Б, а не как дань моде. Все изменилось в 1965 году, когда невероятно популярный певец Фрэнк Синатра приобрел частный самолет Learjet 23. В те годы он ухаживал за Мией Фэрроу и после первого свидания ему страстно захотелось, чтобы она посетила его дом в Палм-Спрингс – доставил ее в гости к певцу тот самый Learjet 23. Фэрроу была так впечатлена, что вскоре стала третьей женой знаменитого певца и в медовый месяц пара отправилась на юг Франции на уже знакомом частном самолете.

Синатра в некотором роде стал первопроходцем. Два года спустя он одалживает свой самолет Элвису Пресли, который собирается сыграть свадьбу с юной Присциллой Болье. Пара летит из Палм-Спрингс в Вегас и обратно одним днем, лишний раз доказывая, что нет лучше выбора, чем частный самолет, если вам хочется сделать что-то очень быстро и максимально незаметно для окружающих. По мере того, как частные самолеты становились все более популярными, росло и желание производителей делать что-то еще лучше и современнее. В 1966 году компания Gulfstream выпустила вместительный Gulfstream II – его салон был рассчитан на 19 пассажиров, а дальность полета достигала 6437 км. В 1970 году Boeing представляет 747 VIP Private Jet, а вслед за ним, год спустя, отличается и Cessna c Citation 500, который впоследствии стал одним из самых популярных частных самолетов на несколько десятилетий вперед.

Частные самолеты набирают форму – 1980-настоящее время

Каких-то серьезных инноваций в 1980-е годы не случилось – из-за серьезного финансового кризиса производители бизнес-джетов были вынуждены сосредоточиться на существующих конструкциях вместо инвестиций во что-то совершенно новое. Затишье было прервано двумя потрясающими самолетами – Learjet 45 в 1995 году и Beechcraft Premier I в 1998 году. В 21 веке индустрия частной авиации уже разыгралась на полную катушку.

Первым за рамки привычного вышел Embraer. В отличие от своих конкурентов, которые сначала проектировали бизнес-джеты, а потом на их основе создавали авиалайнеры, бразильский бренд поступил наоборот: представил миру Legacy 600, сделанный на основе авиалайнера.

Буквально через пару месяцев после того, как Legacy 600 с двигателями Rolls-Royce AE 3007 взмыл в небо, свой первый полет совершил и Challenger 300, анонсированные на Парижском авиасалоне в 1999 году. Этот трансконтинентальный самолет во многом устанавливает планку и для современных самолетов – большой удобный салон, низкий уровень шума, способность взлетать и приземляться даже на коротких взлетно-посадочных полосах и возможность развивать хорошую скорость на большой высоте.

За ростом спроса на бизнес-джеты, росла и сама индустрия частной авиации. И несмотря на политическую нестабильность и глобальный финансовый кризис 2007-2008 года, которые приостановили активное развитие отрасли практически на десять лет, за последнее время было представлено несколько поистине знаковых проектов.

Список возглавляют модели Gulfstream G600 и Gulfstream G750, Embraer Praetor 500/600, Dassault Falcon 8X и Bombardier Challenger 750. Семейство Cessna Citation также расширилось за счет CitationJet CJ4, Citation Hemisphere и Citation Mustang. А вот Bombardier объявил о прекращении производства Learjet. Последний – Learjet 75 покинул сборочную линию в 2022 году.

А что внутри?

Производители частных самолетов часто стремились увеличить скорость и добавить эффективности, а дизайн отходил на второй план. И, если на первых коммерческих авиалайнерах пассажиров обслуживали дворецкие в смокингах и все вокруг кричало о роскоши, то сейчас регулярные авиарейсы стали доступны простым обывателям, которые могут наслаждаться комфортным перелетом в любой удобной одежде. Поэтому индустрия частных самолетов вновь наметила курс на гламур и роскошь – теперь на еще более высоких скоростях и с наличием WiFi на борту.

Особенно выделяется Embraer – проектировщики бренда разработали кресло с электроприводом, способное принимать два десятка положений для удобства пассажира. По словам вице-президента по дизайну, Джей Бивера, «идеальный салон самолета должен быть яркой деталью шедевра: как подошва туфлей Louboutin или подкладка куртки Hugo Boss».

Эволюция развлечений на борту тоже стремительна: в 1925 году на борту самолета показали немой фильм «Затерянный мир», а сейчас пассажиры вольны выбирать из сотни современных кинолент на персональных сенсорных экранах. WiFi на борту настолько быстрый, что позволяет вести прямые трансляции, а салоны достаточно просторны, чтобы особо активные путешественники могли взять с собой в полет спортивные тренажеры.

 

Вас может заинтересовать

  1. Эволюция частных самолетов
  2. Гид по самолетам
  3. VIP бизнес самолеты от Air Charter Service
  4. Аренда самолетов малой авиации от Air Charter Service
  5. Срочный перелет Шарджа-Нур-Султан = спасенная жизнь